> Перейти на ГЛАВНУЮ Что такое общение, указать средства общенияОпубликовано: 15.11.2016
Действенность речи это свойство речи, заключающееся в её влиянии на мысли, чувства и волю других людей, на их убеждения и поведение. В зависимости от формы общения, речевая деятельность делится на устную подразумевающую говорение и слушание и письменную письмо и чтение. Речевой акт отдельный акт речи, в нормальных случаях представляет собой двусторонний процесс порождения текста, охватывающий говорение и протекающие параллельно и одновременно слуховое восприятие и понимание услышанного. При письменном общении речевой акт охватывает соответственно писание и чтение зрительное восприятие и понимание написанного, причём участники общения могут быть отдалены друг от друга во времени и пространстве.
Речевой акт есть проявление речевой деятельности. Высказывание речевое произведение, созданное в ходе конкретного речевого акта, единица общения между двумя людьми при помощи речи. Рассматривается в контексте этого речевого акта как часть дискурса текста. Невербальное общение. Невербальная коммуникация это сторона общения, состоящая в обмене информацией между индивидами без помощи речевых и языковых средств, представленных в какойлибо знаковой форме.
Такие средства невербального общения как мимика, жесты, поза, интонация и дрвыполняют функции дополнения и замещения речи, передают эмоциональные состояния партнёров по общению. Инструментом такого общения становится тело человека, обладающее широким диапазоном средств и способов передачи информации или обмена ею, которое включает в себя все формы самовыражения человека. Распространённое рабочее название, которое употребляется среди людей невербалика или язык тела. Психологи считают, что правильная интерпретация невербальных сигналов является важнейшим условием эффективного общения. Знание языка жестов и телодвижений позволяет не только лучше понимать собеседника, но и что более важно предвидеть, какое впечатление произведет на него услышанное еще до того, как он выскажется по данному поводу. Другими словами, такой бессловесный язык может предупредить о том, следует ли изменять своё поведение или сделать чтото другое, чтобы достичь нужного результата. Средства невербального общения. Мимика выразительные движения мышц лица, являющиеся одной из форм проявления тех или иных чувств человека. Жестикуляция от лат движение тела некоторое действие или движение человеческого тела или его части, имеющее определённое значение или смысл, то есть являющееся знаком или символом. Язык тела знаковые элементы поз и движений различных частей тела, при помощи которых, как и при помощи слов, структурно оформляются и кодируются мысли и чувства, передаются идеи и эмоции. Техники тела, в которые входят такие незнаковые движения, как мимические жесты, жесты головы и ног, походка, различные позы, тоже относятся к языку тела. Наукой о языке тела и его частей является кинесика.
Визуальный контакт.
Проксемика область социальной психологии и семиотики, занимающаяся изучением пространственной и временной знаковой системы общения. Выступая в качестве особой знаковой системы, пространство и время организации процесса общения несут смысловую нагрузку, являясь компонентами коммуникативной ситуации. Модель общения источник, канал, сообщение, получатели, обратная связь.
Разговор.
Точка зрения. В процедуре общения выделяют следующие этапы. Потребность в общении необходимо сообщить или узнать информацию, повлиять на собеседника ит. ппобуждает человека вступить в контакт с другими людьми. Ориентировка в целях общения, в ситуации общения. Ориентировка в личности собеседника. Планирование содержания своего общения человек представляет себе обычно бессознательно, что именно скажет. Бессознательно иногда сознательно человек выбирает конкретные средства, фразы, которыми будет пользоваться, решает как говорить, как себя вести. Установление контакта. Обмен мнениями, идеями, фактами. Восприятие и оценка ответной реакции собеседника, контроль эффективности общения на основе установления обратной связи. Корректировка направления, стиля, методов общения и способов их взаимодействия. Био коммуникация гр жизнь и лат связываю, общаюсь связь, общение между особями животных одного или разных видов путём передачи информации при помощи различных сигналов. Передача информации генерация осуществляется специальными органами голосовой аппарат, пахучие железы, форма тела, поза, окраска, поведение животного ит. Приём информации рецепция, осуществляются на сенсорном уровне, органов обоняния, вкуса, зрения, слуха, электро, термо, механо и др специальными рецепторами.
Передаваемые сигналы обрабатываются в разных частях нервной системы, сопоставляется интегрируется в её высших отделах, где формируется ответная реакция организма. Сигналы животными подаются в различных контекстах, которые соответственно влияют на их значение, к примеру, с их помощью обеспечивается защита от врагов и неблагоприятных факторов среды, облегчается поиск корма, особей противоположного пола, происходит общение родителей и потомства, регулируются внутри и межвидовые взаимодействия и др. Изучение поведения организмов, их сигнализации, общения и связей позволяет глубже понять механизм структурирования видового населения и наметить пути и способы управления его динамикой. Для многих видов животных этологами, зоо психологами и другими специалистами составлены каталоги с описанием языка поз, мимики, жестов. Зоосемиотика научная дисциплина, описывающая био коммуникацию животных передачу информации от одной особи к другой с позиции содержания их коммуникативных действий смтакже. Информативное содержание коммуникативных действий может относитьсяк сферам опознания опознание принадлежности особи к определенному виду, сообществу, полу, опознание индивида среди сородичей и пр. к мотивации поведения информация о физиологическом состоянии животного, например, о состоянии голода, полового возбуждения, эмоциональное состояние и пр. к отношениям со средой оповещение об опасности, нахождении корма, места для отдыха и пр. По происхождению и механизму действия формы общения различаются каналами передачи информации оптические, акустические, химические, тактильные и др. Социальные животные дельфины, приматы, собаки, пчелы, муравьи имеют особо сложные формы общения, что выражается в согласованных совместных действиях для эффективного функционирования своего сообщества как единого целого. Во всех моделях описывающих процесс общения, для описания помех в декодировке сообщения посланного по каналу общения применяется термин шум. Существуют разные типы шумов. Шум в традиционном понимании этого слова, то есть посторонний звук, мешающий принять сообщение. В качестве примеров можно привести сложность общения на дискотеке, стоя под громкоговорит елями, или затруднение лектора, рядом с аудиторией которого идёт строительство. Речь идёт о ситуации, когда у принимающего сообщение имеется определённое физиологическое состояние, затрудняющее ему приём данного сообщения например, глухота или слепота. Шум, происходящий от различного понимания смысла слов посылающим и принимающим сообщение. Например, слово трава может означать определённую форму растений, а может иметь сленговое значение марихуана. Ошибки в грамматике или синтаксисе могут сильно затруднять общение. Как правило, от этого типа шума страдают люди, передающие сообщение на неродном для себя языке. Его причиной становятся социальные, политические, религиозные и профессиональные различия во взглядах, привычках, традициях, приводящие к различным объяснениям и восприятию тех или иных понятий и явлений. Общение между представителями разных культур может быть затрудненно взаимо непониманием связанным с использованием кодов, подходящих лишь к конкретной культуре. В качестве примеров можно привести пожелание счастливого рождества обращённое к человеку, не являющемуся христианином.
Настроение принимающего сообщение может способствовать эффективному общению или, наоборот, затруднять его.
Сильный гнев или печаль мешают сфокусироваться на приёме сообщения. Между донором и реципиентом информации могут возникать коммуникативные барьеры психологические преграды, которые человек устанавливает, чтобы защититься от нежелательной, утомительной или опасной информации.
Выделяются следующие типы барьеров, в зависимости от причин их возникновения. Барьер взаимопонимания. Может возникать изза огрехов в процессе передачи информации. Например, когда коммуникатор говорит невнятно, слишком быстро, нечётко или употребляет большое количество звуков паразитов. Стилистический барьер возникает при несоответствии стиля речи говорящего и ситуации общения или стиля речи, состояния того, кто в это время слушает. Логический барьер появляется, когда логика рассуждения говорящего или слишком сложна для понимания слушающего, или кажется ему неправильной, противоречит присущей ему манере доказательств. Иногда препятствием может стать либо неприятие говорящего изза его не авторитетности в глазах слушателя, либо наоборот, во время общения с человеком, который является для собеседника очень авторитетным, участник общения может теряться, быть невнимательным, не знать, что ответить. При возникновении у слушателя чувства неприязни, недоверия к говорящему это чувство может неосознанно переноситься и на информацию, которую тот передаёт. Психологические расстройства, как, например, аутизм, могут затруднять общение до уровня, когда оно перестаёт быть возможным.
В разработку проблем межличностного общения внесли вклад такие теоретические направления какбихевиоризмкогнитивизмпсихоанализ ролевая теория гуманистическая психология. Для бихевиоризма ключевым фактором, определяющим социальное поведение, являются внешние стимулы для когнитивных теорий внутренние мотивации для психоанализа неосознаваемые влечения для ролевой теории ролевые предписания основная идея гуманистической психологии способность человека к самосовершенствованию.
Мотивы, побуждающие к общению, могут быть различными, от эгоистически манипулятивных до альтруистически бескорыстных. Устанавливая отношения с другими людьми, человек может стремиться к тому, чтобы властвовать, производить впечатление, поддерживать имидж дружелюбного и доброжелательного человека и тд.
Однако наиболее важными человеческими потребностями, реализуемыми в общении, считаются потребность в аффилиации доверительном общении и потребность в альтруизме потребность заботиться о других. В Викицитат нике есть страница по теме. Письмо письменность. Телефонный разговор. |